История тайского бокса в Тайланде

Муай Тай во времена Сукхотайской эры

Столицей Таиланда изначально был город Сукхотай в период с 1781 по 1951 год по буддийскому летоисчислению (1238-1408 по христианскому календарю). Древние надписи, нанесённые на колонны в Сукхотай много веков назад, гласят, что Сукхотай очень часто воевал со своими соседями. Таким образом, городская военная гвардия была хорошо обучена техникам владения оружием: мечи, копья, алебарды. Также тайских воинов обучали, как использовать своё собственное тело в качестве оружия, в условиях ближнего и рукопашного боя, или в случае утери оружия. Были разработаны специальные техники работы ногами, коленями, руками и локтями.

В мирное время молодые мужчины Сукхотай практиковали тайский бокс для формирования характера, укрепления силы воли и тренировки духа, а также для оттачивания навыков самообороны. Эти навыки служили тайским мужчинам хорошим подспорьем во время службы в армии. Изучение Муай Тай постепенно переросло в славную солдатскую традицию. Тренировочные центры Муай Тай постепенно образовывались вокруг города, например учебный центр Самакор в городе Лопбури. Некоторые школы расположились в храмовых районах, где монахи выступали также в роли учителей по Муай Тай.

В течение этого периода Муай Тай был оценен как высокое искусство и стал частью королевской программы обучения. Целью Муай Тай стало формирование мужественных и физически сильных воинов, которые могли бы достойно вести сражение во время боевых действий. Первый король Сукхотай, Шри Индрадитья, настолько увлекался Муай Тай и верил в его силу, что даже послал двух своих сыновей обучаться этому искусству в тренировочный центр Самакор в Лопбури для их подготовки к наследованию трона. В период с 1818 по1860 год по буддийскому летоисчислению (1275-1317 по христианскому календарю) Рам Камхенг, сын Шри Индрадитьи и брат Пан Мыанга, пишет военный трактат, в текст которого включает основные методологические аспекты Муай Тай и позиционирует его, как прекрасную основу для других боевых навыков.

Муай Тай в период Крунгсри Аюттхая

Период Аюттхая длился с 1988 по 2310 год по буддийскому летоисчислению (1445-1767 по христианскому календарю). Это время было отмечено ожесточёнными войнами между тремя соседствующими государствами: Таиландом, Бирмой и Камбоджой. Из-за этого, каждый молодой человек был обязан овладеть навыками самообороны. Самооборона осваивалась посредствам уроков Муай Тай, которые проводили опытные мастера и специалисты своего дела. Так, постепенно, учение Муай Тай из королевских стен начало просачиваться в массы, и вскоре тайский бокс распространился среди простого народа. Тренировочный центр Муай Тай Пудайсаван был очень известен в период Аюттхая, и на то время насчитывал большое количество воспитанников. Ученики изучали технику работы с парными мечами и бой на шестах. Кроме того, они изучали рукопашный бой голыми руками, таким образом постигая тонкости Муай Тай. В дополнение к боевым навыкам, адепты центра получали стандартное базовое образование.

Муай Тай в период правления короля Наресуана Великого, Санпхета II (1590-1604 гг)

Во времена правления Наресуана Великого территория Сиама достигла самых больших размеров за всю историю.

Король Наресуан часто призывал молодых воинов для совместных тренировок и поединков по Муай Тай, так как очень любил это искусство. Солдатов учили быть мужественными и храбрыми, стойко переносить все тяготы военного времени. К ученикам выдвигались очень жесткие требования. Все они должны были быть одинаково искусны как в рукопашном бою, так и в поединках с оружием.

Король Наресуан создал специальные скаутские отряды, которые специализировались на ведении партизанской войны и искусстве шпионажа. Именно этот военный корпус, состоящий из партизанов и шпионов, помогал освободить Таиланд от бирманских захватчиков.

Муай Тай в период правления короля Нарая Великого (1590-1604 гг)

Этот период считается одним из самых мирных, и отмечен большими переменами и реформами в Сиамском Королевстве. Король Нарай постоянно поддерживал, поощрял и продвигал спорт в государстве, в особенности Муай Тай, который тогда уже успел стать профессиональным видом спорта.

В то время уже существовало довольно много центров по подготовке боксёров Муай Тай. Боксёрский ринг тех времён имел вид зафиксированной стандартной площадки, внешние границы которой обозначались протянутой верёвкой, которая определяла территорию зоны для проведения поединков.

Боксёры бинтовали руки верёвками и обмакивали их в густой крахмал или дёготь. Такие поединки назывались Кад Чук – перевязанные руки. Каждый из боксёров уже тогда носил специальную ритуальную повязку на голове – монгкон, а также амулет на руке – папрачият. Папрачият в отличие от монгкона не снимался во время боя.

В то время поединки были очень жесткими и опасными. Не было разделений на весовые и возрастные категории. Правила боя были довольно простыми: сражение ведётся до тех пор, пока не будет выявлен явный победитель. В те годы одна деревня могла бросить вызов другой, и решить свой спор в поединках по Муай Тай. Таким образом, Муай Тай стал неотъемлемым достоянием народных игр и фестивалей.

Муай Тай во времена правления короля Прачао Суа (1697-1709 гг)

Король Прачао Суа, который был также известен под прозвищем Король Тигр, а также Кхун Луан Сорасак, очень любил Муай Тай. Однажды одевшись в штатскую форму, он отправился в район, который назывался Тамбол Талад-Гуад, вместе с четырьмя королевскими стражниками. Там он принял участие в боксёрском турнире. Организатор боёв не узнал короля, он знал только что этот боец пришёл из Аюттхаи. Организатор турнира позволил королю сразиться против очень сильных боксёров из города Уисетчаичан. Их имена были следующие: Наи Клан Мадтай («Смертельные кулаки»), Наи Йай Мадлек («Железные кулаки») и Наи Лек Маднак («Жесткие кулаки»). Король Тигр выиграл все три схватки, уверенно победив своих противников.

Поскольку король Прачао Суа был отменным бойцом, он обучал искусству Муай Тай своих двоих сыновей: принца Петча и принца Порна. Также он преподавал им искусство владения мечом и борьбу.

На протяжении раннего периода Аюттхая был основан Королевский Боксёрский Департамент. Главной целью этой организации являлся поиск молодых и талантливых боксёров, которые бы могли принять участие в турнирах во время различных представлений при королевском дворе. Лучшие бойцы были отобраны для королевского турнира, который назывался Тани Лир («Отбор стражи»). Избранные были в ответе за безопасность королевского дворца и самого короля, всегда. Именно эти бойцы становились в будущем мастерами Муай Тай и Краби Крабонг, которые впоследствии обучали военной науке солдат и высокородных принцев.

В более поздний период Аюттхая, после того, как Сиам потерпел второе поражение в войне против Бирмы (1767 год) ходила легенда об одном боксёре – Нае Каномтоме.

Наи Каномтом

Наи Каномтом был военнопленным, схваченным бирманцами, когда провинция Аюттхая была захвачена во второй раз, в 1767 году. В 1774 году, король Бирмы, Ангва, хотел устроить празднество Великой Пагоды в Рангуне. Поединки боксёров были включены в программу праздника. Лучших тайских боксёров вызвали на бой против бирманских бойцов. 17 марта 1774 года, Наи Каномтом сразился и победил десяток бирманских боксёров, причём бои проходили без перерыва, один за другим. Это был первый случай в истории, когда Муай Тай было использовано в состязаниях за пределами Таиланда. За свои заслуги Наи Каномтом был удостоен титула «Отец Муай Тай», или «Открыватель Муай Тай». С того времени, семнадцатое марта принято считать Днём Муай Тай.

В хронологии Муай Тай на этих событиях заканчивается история тайского бокса, связанная с периодом Крунгсри Аюттхая.

Муай Тай в период Тхонбури

Период Тхонбури длился с 1767 по 1781 гг. Для Таиланда это было время возрождения после восстановления мира в королевстве. Практики Муай Тай оттачивали своё искусство на протяжении военных конфликтов и во время прохождения армейской службы. Состязания боксёров тех времён представляли собой противостояние бойцов разных тренировочных лагерей, как правило, из разных уголков страны. До сегодняшних дней не дошли какие-либо доказательства существования правил соревнований таких турниров. Считается, что тогда боксёры сражались без какой-либо установленной системы правил и набора очков. Боксёры дрались на помосте до тех пор, пока один из них не падал без сознания или сдавался. Только в таком случае можно было определить очевидного победителя. Бои проходили на площадках под открытым небом, зачастую это были территории монастырей, или храмовые кварталы. Боксёры обматывали свои кулаки и запястья верёвками, на голову надевали ритуальную повязку (монгкон), а на правую руку – священный амулет в виде повязки (папрачият).

Муай Тай в период Раттанакосин

Первая эпоха этого периода охватывает времена от правления короля Рамы I до перехода власти к королю Раме IV (1782-1868 гг). В это время Муай Тай уже был признан национальным боевым искусством, а поединки тайских боксёров стали неотъемлемой частью любого крупного народного фестиваля.

Со временем, стало очевидно, что правила и регламент проведения поединков просто необходимы, в особенности это касалось продолжительности раундов. Со временем был разработан уникальный метод хронометража. Для отсчёта времени использовалась скорлупа кокосового ореха, с проделанным в ней отверстием, которая погружалась в чан с водой. Когда скорлупа намокала и полностью тонула под водой, удар барабана сигнализировал окончание раунда. Тем не менее, не существовало фиксированного лимита количества самих раундов. Боксёры дрались до тех пор, пока не был определён абсолютный победитель, или пока один из бойцов не объявлял о своей сдаче.

Пра Путтха Йорд Фа Чула Локке Великий (1782-1809)

Король Рама I был прекрасным боксёром. Он обучался искусству Муай Тай с раннего детства. Он занимался самозабвенно и с интересом наблюдал за всеми боксёрскими турнирами. В 1788 году два брата иностранца, которые путешествовали по всему миру, торгуя различными товарами, прибыли в Бангкок. Младший из братьев оказался неплохим боксёром, на счету которого уже были частые победы в турнирах в других странах. Он выразил Пра Я Пра Клангу желание сразиться за какой-нибудь приз с тайским боксёром. Эта информация дошла до короля Рамы I. После некоторого совещания с Пра Раджем Вангбоворном, руководителем Королевского Боксёрского Департамента, король выделил для этого поединка денежный приз в размере пятидесяти чангов (примерно 4 тысячи батов).

Муай Тай в период правления короля Рамы I
Пра Путтха Йорд Фа Чула Локке Великий (1782-1809 гг)

Пра Радж Вангбоворн выбрал для поединка с иностранцем хорошего боксёра по имени Муен Хан. Бой было решено провести за Храмом Изумрудного Будды, возле королевского дворца. Храмовая площадь составляла примерно двадцать квадратных метров. В этом месте также была удобная наблюдательная зона. Было решено не оценивать поединок по очкам. Таким образом выиграть бой получал возможность только абсолютный победитель за своим явным превосходством.

Перед началом поединка Муен Хана хорошо смазали сильной травяной мазью. Традиционные ритуальные амулеты, которые были надеты на его плечи, он снял и передал своему другу, когда вышел на ринг.

Когда начался поединок, всем стало очевидно, что иностранный боксёр значительно тяжелее, выше и физически сильнее Муен Хана.

Когда иностранец смог подобраться к тайскому боксёру поближе, он попытался применить технику борьбы для того чтобы сломать Муен Хану шею и ключицу. Чтобы противостоять этой опасной тактике Муен Хан попытался использовать свои мощные удары ногами и стопорящие пинки. Он попытался взять ход поединка под свой контроль, и поэтому использовал скоростную работу ног, нанося удары с молниеносной скоростью. В конце концов, иностранец начал заметно сдавать позиции. По нему было видно, что он устал, и казалось вот-вот готов проиграть. Чтобы предотвратить поражение, старший брат иностранного бойца выпрыгнул на ринг. Этот поступок вызвал большое негодование со стороны зрителей, наблюдавших за боем. Началась сильная потасовка, в ходе которой многие иностранцы получили сильные повреждения. После того как оба брата поправились после жестокой драки они были вынуждены покинуть территорию Таиланда.

Муай Тай в период правления короля Рамы II
Король Пра Будда Лерт Ла Напа-Лаи (1809-1824 гг)

Будучи совсем молодым, король активно изучал Муай Тай, самозабвенно тренируясь в центре Банг Ва Йаи (Ват Ракангкоситарам), под руководством знаменитого мастера тайского бокса и военного генерала Сомдета Праванарата (Тонг Юоу). В возрасте шестнадцати лет он ещё больше углубился в изучение Муай Тай в тренировочном Департаменте Муай Тай. Он изменил название этого вида спорта, с Рам Мад Рам Муай на Муай Тай.

Муай Тай в период правления короля Рамы III Король Пра Нангклао (1824-1851 гг)

Король Рама III так же изучал искусство Муай Тай в тренировочном Департаменте Муай Тай. Во времена его правления среди тайских мальчишек очень распространилась мода на Муай Тай. Многие из них изучали тайский бокс и искусство владения мечом Кхун Йин Мое. Известность Кхун Йин Мо связана с восстанием женщин против солдат принца Анувонга из Вьентьяна (Лаос), который атаковал город Корат.

Муай Тай в период правления короля Рамы IV Король Чомклао (1851-1868 гг)

Будучи ещё маленьким мальчиком, король Рама IV очень любил одеваться как боксёр, примеряя на себя традиционную бойцовскую одежду. Кроме своего увлечения тайским боксом он также любил технику работы с мечом и длинным шестом.

Очень часто он принимал участие в боксёрских поединках, а также в дуэлях на мечах и шестах, во время проведения фестивалей на храмовой площади Монастыря Изумрудного Будды. В эти времена в Таиланде стали замечать прогрессирующий уровень роста западного спорта и массовой культуры, но не смотря на это, Муай Тай по прежнему являлся ярким символом таиландской народной культуры.

Муай Тай в период правления короля Рамы V
Король Чулачомклао (1868-1910 гг)

Король Рама V как и его предшественники изучал тайский бокс в тренировочном Департаменте Муай Тай под руководством мастера Луанга Пола Йотануйоки.

Король очень любил Муай Тай. Он тренировался самозабвенно и обожал наблюдать за боксёрскими турнирами. Время от времени он вызывал лучших бойцов из числа королевской гвардии для того, чтоб сразиться с ними в дружеском поединке. В таких турнирах Рама V отбирал людей, которые впоследствии входили в штат личной охраны короля. Король Рама V с самого начала признавал бесспорную ценность Муай Тай. В целях большей популяризации тайского бокса как национального вида спорта, король начал проводить крупные боксёрские турниры. Он способствовал открытию по всей стране Муай Луанг – королевских тренировочных центров по обучению тайскому боксу молодёжи. Эти центры впоследствии организовывали и проводили турниры по Муай Тай. Главное управление рассылало всем отделениям Муай Луанг приглашения на боксёрские турниры, фестивали и прочие мероприятия. Победителей таких чемпионатов представляли Его Величеству и присуждали звание «Муен», что означало «офицер первого ранга».

В 1887 году король Рама V учредил Образовательный Департамент. Муай Тай входил в программу общего учебного плана и являлся частью физического воспитания в преподавательском тренинговом центре, а также в Королевской Военной Кадетской Школе Прачуфачомктао. Этот период историки считают настоящим золотым веком в истории развития и становления Муай Тай.

Следующая эпоха развития тайского бокса приходится на время правления Короля Рамы VI (короля Ананддхамахидола), в период с 1934 по 1946 год.

Муай Тай в период правления короля Рамы VI
Король Монгкхут Клао Чао Ю Хуа (1910-1925 гг)

Во время этого периода Таиланд был вовлечён в Первую мировую войну. Тайская армия находилась во Франции под руководством генерала Прайя Дхэпасадина. Этот военачальник очень любил Муай Тай, как и большинство его предшественников. Он организовывал бои тайбоксёров чтобы развлечь европейских военнослужащих и простых мирян. Людям очень понравились поединки, благодаря чему в Европе зародился большой интерес к Муай Тай.

В 1921 году, после войны, первый настоящий боксёрский стадион-арена был построен на футбольном поле, расположенном на территории школы Суан Кхулаб. Позже, этот стадион так и назвали «Боксёрский стадион Суан Кхулаб». В начале зрители просто стояли или сидели непосредственно вокруг ринга. Общая площадь ринга составляла двадцать шесть квадратных метров. Боксёры перематывали свои руки хлопковыми верёвками, носили повязку вокруг головы – монгкон, на руку (район плечевой кости) надевался ритуальный амулет – папрачият. Бойцы выходили на помост в шортах со специальными защитными ракушками, а талии боксёров были обмотаны поясами, сделанными из длинного куска ткани. На них не было ни маек, ни обуви. Рефери должен был быть одетым в старую тайскую (классическую) парадную форму с королевской белой рубашкой и белыми носками.

Этот период знаменателен одним великим поединком, который состоялся между пятидесятилетним Муен Мад Маном и двадцатидвухлетним Наи Понг Прабсабодом, пришедшим с плато Корат. Молодой боец дрался из-за мести за своего отца, который погиб в схватке с Муен Мад Манном, которая имела место на похоронах Кхуна Марупонгсирипата. Через две минуты напряженного поединка, Муен Мад Манн был нокаутирован Наи Понгом. Зрители были восхищены исходом поединка и техникой молодого бойца. Некоторые буквально обезумев от восторга кинулись поздравлять Наи Понга. Образовалась сильная давка и толчея. Прежде чем ситуация нормализовалась, прошло некоторое время, так как волнение зрителей было слишком велико. Это происшествие превратилось в настоящую проблему, из-за чего для её разрешения был организован небольшой комитет.

В конце концов, было решено, что ринг должен быть расположен на высоте четырёх стоп над поверхностью земли. Пол ринга должен был быть покрыт соединёнными между собой травяными матами, а периметр помоста должен быть окружён и обозначен дюймовой верёвкой.

Для каждого из боксёров, которые выходили на ринг, должно было быть выделено особое пространство возле угла ринга. Было принято решение об установленной форме одежды рефери. Кроме того, была введена должность так называемого таймкипера, человека с двумя часами, который контролировал хронометраж поединков.

Барабан теперь стали применять для оповещения начала раунда. Также был установлен лимит поединка: одиннадцать раундов по три минуты каждый.

Бойцы обязаны были прекращать атакующие действия по первому же требованию рефери. Был введён запрет на укусы и атаку противника, во время его падения. Когда один из бойцов оказывался на земле, его оппонент теперь должен был отправляться в нейтральный угол. Музыка во время поединков исполнялась настоящим живым оркестром – Муен Самак Сиангпрачит.

Муай Тай в период правления короля Рамы VII
Король Пок Клаочао Ю Хуа (1925-1934 гг)

Генерал Дхэпасадин построил боксёрский стадион, которому дали название Лак Муанг в Тачанге (местечко рядом с современным Национальным театром). Здесь, верёвка, которая была протянута по периметру ринга, была значительно толще и прочнее. Поединки проходили на постоянной основе.

В 1929 году правительством было подготовлено распоряжение, которое обязывало всех боксёров, участвующих в поединках, надевать боксёрские перчатки. Использование боксёрских рукавиц было заимствовано тайцами у филиппинских боксёров, которые приезжали в Таиланд на международные турниры по боксу.

Распоряжению об обязательном использовании боксёрских перчаток во время поединков предшествовал трагический и фатальный случай, когда Наи Пае Лиангпрасерт из Та Сао (провинция Уттарадит), убил на ринге своего противника – Наи Джиа Какамэна. Их поединок проходил по правилам Муай Кад Чук. В соответствии с регламентом правил проведения таких боёв, руки боксёров просто обматывались хлопковыми лоскутами.

В ноябре 1929 года, Чао Кхун Кататорабодее первый организовал боксёрский бой параллельно с другими празднествами и фестивалями в развлекательном секторе Люмпинийского парка. Он проводил отбор лучших боксёров, которые проводили поединки каждую субботу. Будучи светским и образованным человеком, он построил боксёрский ринг в соответствии с международными стандартами: три верёвки по периметру и полотняный помост. В этом ринге был красный и синий углы. Контроль за поединком осуществлялся двумя судьями и одним рефери, который следил за поединком в ринге. Именно здесь впервые вместо барабана для оповещения о начале раунда стали использовать гонг.

В рамках празднования кануна Нового года, в 1929 году состоялся боксёрский матч, в котором сошлись Самарн Дилоуилас и Дэт Пупинаэ. Поединок этих двух бойцов предшествовал главному бою между Наи Аир Муангдее и Наи Сууан Ниуасауатом. Наи Аир Муангдее был первым представителем Муай Тай, который использовал в бою железную защитную ракушку на пах. С того времени этот вид экипировки стал очень популярным.

Муай Тай в период правления короля Рамы VIII Король Ананддхамахидол (1934-1946 гг)

Между 1935 и 1941 годами, очень богатый и хорошо известный человек построил боксёрскую арену на территории Чао Чатэ. Этот спортивный комплекс вскоре стали называть Suan Chao Chate Boxing Stadium. В настоящее время, именно там находится знаменитый Department of Reserved Officers Training Corps.

Этот стадион находился под патронатом военных и приносил неплохой доход. Некоторые денежные поступления даже были использованы администрацией комплекса для поддержания военных действий. Спустя несколько лет вспыхнула Вторая Мировая Война. В это сложное время боксёрский стадион пришлось закрыть на неопределенный период.

В декабре 1941 года японские войска прибыли в Таиланд. С 1942 по 1944 год, когда война была в самом разгаре, боксёрские поединки организовывались в помещениях кинотеатров исключительно в дневное время. Также функционировали боксёрские арены в Патанакарне, Та Прачане и Вонгвиан Йаи, где действовал открытый публичный доступ для всех желающих прийти и посмотреть боксёрские бои.

23 декабря 1945 года был официально открыт боксёрский комплекс Ратчадамнерн. Господин Прамотэ Пуенгсоонторн в тот момент являлся директором данного стадиона, а Прайа Чиндхарак был администратором. Должность промоутера занимал господин Чит Амполсин (Кру Чит). Таким образом, можно заключить, что даже в те годы в Таиланде существовала довольно развитая и цельная боксёрская инфраструктура, которая отличалась слаженным и грамотным менеджментом.

Поединки организовывались каждое воскресенье, вечером, с 16:00 до 19:00. Правила поединков были строго регламентированы и полностью соответствовали редакции, принятой в Департаменте физического воспитания (Department of Physical Education). Бои имели чёткий хронометраж – пять трёхминутных раундов. Между раундами был двухминутный перерыв. То есть система проведения турниров булла максимально приближена к европейской. «Этнические» методы хронометража поединков канули в лету, уступив место более научным и безопасным методам. Взвешивание проходило с использованием специальных каменных грузил.

Два года спустя, взвешивание стали проводить с использованием стандартных весов, а вес бойцов начали указывать в килограммах. В 1948 году, с целью подгонки правил под последние европейские стандарты, вес боксёров стали измерять в фунтах. Соответствие международным стандартам в то время имело большое значение.

В это же время происходит становление классификации так называемых весовых дивизионов, например, до 112 фунтов. Такая унификация была связана с тем, чтобы каждый боксёр мог в равной степени проявить себя на ринге, демонстрируя свои технические возможности против противника, который будет максимально соответствовать ему по технике и комплекции тела.

Со временем для каждой весовой категории появились свои специфические названия, например: муха, петух (или же «вес мухи», «вес петуха») и т.д. Данная классификация, безусловно, была заимствована из английского бокса.

Боксёрские матчи были организованы таким образом, чтобы можно было выявить уникального чемпиона в каждой конкретной весовой категории, следуя международным спортивным традициям и веяниям, которые зарождались и поддерживались в то время по всему миру.

Те годы можно смело считать периодом реформирования традиционных правил проведения поединков по Муай Тай. Было внесено множество изменений в существующие до военного периода правила. Основная редакция подвергалась множеству правок и корректировок. Главной целью такого рода реформ являлась подгонка Муай Тай под цивилизованные европейские спортивные правила бокса.

После реформирования редакции правил Муай Тай было принято окончательное решение – наложить полное табу на использование любых техник, где целью поражения являлись половые органы. Причиной этому стал ряд печальных инцидентов, а также мнение, что такая форма атаки является неприемлемой и дискредитирующей великое искусство Муай Тай. Но, естественно, основной причиной было максимальное соответствие международным спортивным нормам.

В этот период Муай Тай был окончательно признан древней формой национального, традиционного искусства Таиланда. Именно в те годы оформилась концепция передачи традиции, передачи знаний, суть которой заключалась в последовательной и максимально полной трансляции национальных знаний следующим поколениям, с целью их сохранения.

Тайский народ (да и вообще, практически все азиатские народы) с древних времён отличался от европейцев своим трепетным отношением к национальным традициям. Именно поэтому Муай Тай дошёл до наших дней в малоизменённой форме. Менялись правила соревнований, появлялись новые направления и стили, но старое боевое искусство не прекратило своего существования, а, наоборот, распространилось по всему миру, завоёвывая популярность с каждым новым днём.

http://rmtf.ru/press-center/news/4832
Александр Стрюк специально для muaytai.ru,
по материалам книги «Muay thai — the art of fighting», Yod Ruerngsa, Khun Kao Charuad, James Cartmell, 2004 год